Предвосхищая будущую печать
Или "Слово о цветопробе"

На сегодняшний день цифровая цветопроба является, наверное, единственным дешевым, доступным и точным способом предсказать результат, которого следует ожидать на печати. Хотя и сегодня продолжаются многочисленные споры о том, можно ли использовать цифровые цветопробы в повседневной работе, или на них нельзя положиться вовсе.

Для начала необходимо определиться, что для нас важно в цветопробе, и для чего она нужна?

В первую очередь, цветопроба предназначена для точного предсказания цвета и контраста перед печатью тиража. Другими словами, мы получаем представление о том, как выглядит картинка в целом.

А уже во-вторых, ее можно использовать для предсказания всевозможных потенциальных проблем с муаром, воспроизведения мелких деталей или других специфических и не очень проблем, которые могут возникнуть на печати.

И , конечно, цветопроба нужна для того, чтобы можно было проверить работу людей, которые готовили файлы к печати (допечатная подготовка), и, если необходимо, внести изменения, а затем, зная, что с файлами все в порядке, контролировать процесс печати и получать нужный и стабильный результат.

Итак, теперь определимся, как мы можем получить нужную цветопробу. Но сперва вспомним, как раньше решалась проблема предсказания цвета, например, в офсете.

Вначале самым разумным казалось использование тех же печатных машин, на которых и будет впоследствии печататься заказ (печатная проба). Этот способ дает, наверное, самое точное представление о том, как может быть напечатан ваш заказ. Но у него есть два большиих минуса:
1. Слишком высокая цена ( она складывается, как минимум, из стоимости возможных пленок, стоимости пластин на печатную машину и стоимости минимального тиража);
2. Стабильность. Этот параметр на печатной машине зависит от очень большого количества факторов, которые тяжело поддаются прогнозированию. И главный из них - это человеческий. Это значит, предсказать результат, а главное, понять, на каком этапе возникла ошибка, не получится. Или сделать это будет очень трудно. Таких специалистов на всю Москву - единицы.

Следующим, более "продвинутым" способом проверки и предвосхищения результата можно считать пробу на пробопечатном станке. Этот способ наследовал почти все преимущества печатной пробы, но был избавлен от главного недостатка - высокой цены. Однако, стабильность , так же как и у печатной пробы, зависела от множества факторов, и главным из них опять-таки оставался человеческий.

Очередным этапом развития технологии проверки процесса будущей печати можно считать так называемые аналоговые цветопробы ( MatchPrint, Cromalin, DryProof ), которые делались с "мокрых" пленок. Эти цветопробы были гораздо менее зависимы от человеческого фактора, что было их несомненниым преимуществом. Но пленочные пробы умели точно предсказывать только ту печать, которая четко соблюдала все рекомендации и имела параметры, указанные в стандарте. Наличие большого ассортимента расходных материалов позволяло имитировать большинство печатных машин, настроенных по стандарту и печатающих на разных видах материала. "Оторванность" от привычного (печатного) способа привела к тому, что большинство цветов могло воспроизводиться с достаточной точностью. Но не все: некоторые цвета никогда не могли быть воспроизведены на печати. В случае если печать сильно отличалась от общепринятого стандарта, использовать эту технологию было нельзя или очень опасно. При этом цена была ниже или сравнима с цветопробой на пробопечатном станке. Зависимость от человеческого фактора значительно снизилась, а стабильность возросла в разы.

Переход типографий на беспленочные цифровые технологии (CTP) поставил вопрос о цифровой цветопробе. Отказ от многих старых методов работы позволил сократить сроки и значительно увеличить производительность на всех этапах подготовки файлов к печати. Все предыдущие методы изготовления цветопроб плохо вписывались в сжатые сроки и требования по качеству. Цифровая цветопроба позволила практически "он-лайн" видеть результат, который получится на печати, и исправлять ошибки еще при подготовке файлов. Минимальное участие человека в процессе производства цветопробы позволило сократить не только время изготовления цифровой цветопробы, но и снизить ее стоимость. При этом появилась возможность имитировать практически любой печатный процесс с довольно высокой точностью.

Итак, что мы получили:

1. Печатная проба на том же печатном оборудовании на котором будет печататься тираж - самый точный способ предсказать, что выйдет в тираже. Но при этом она имеет несколько существенных недостатков, сводящих "на нет" все преимущества:
1.1 Высокая стоимость
1.2 Большое время изготовления

2. Печатная проба на пробопечатном станке - в целом имеет те же недостатки и те же достоинства что и п.1. При этом цена только немного меньше, чем печатной пробы.

3. Аналоговая проба ( MatchPrin t, Cromalin, DryProof ) собрала в себе лучшее из того, что было на рынке, но при этом также имеет существенные недостатки:
3.1 Не в состоянии имитировать любой печатный процесс, т.к. имеет жесткие характеристики, зависящие от используемых расходных материалов. А значит цвета на цветопробе могут значительно отличаться от тех, что получатся на печати.
3.2 Относительно высокая стоимость расходных материалов.

4. Цифровая проба избавлена практически от всех вышеописанных недостатков, но она имеет ряд ограничений на воспроизведение некоторых спотовых цветов, например: метализированных, флюоресцентных и.т.п. Главным ее преимуществом можно считать минимальное влияние человеческого фактора в процессе ее производства и оперативность.

Каждый из первых трех вариантов цветопроб имел свой способ проверки корректности ее исполнения и возможности ее использования в дальнейшем на печати. Эти способы проверки могли быть как инструментальными, так и визуальными. И как следствие, не было единого стандарта, который бы мог регламентировать все аспекты изготовления "правильной" цветопробы.

Только с приходом цифровой цветопробы были разработаны стандартные методы, позволяющие контролировать правильность ее исполнения не только визуально, но и инструментально, четко описывая все необходимые допуски. Этот процесс, впоследствии названный верификацией (Verification), или сертификацией (Certification), и разработанный UGRA/Fogra, в настоящее время является наиболее применимой методикой определения правильности цветопроб.

Именно эта особенность цифровой пробы, на наш взгляд, является наиболее важным моментом во всем процессе производства цветопробы и дает возможность избежать получения неправильно сделанной работы и гарантировать клиенту соблюдение заявленных характеристик, т.е получить предсказуемый результат на печати, которая, естественно. тоже гарантирует эти заявленные характеристики.

Применение нашей компанией специальной сертификации цветопроб и единого автоматизированного потока изготовления "цифры" позволяет любому клиенту быть абсолютно уверенным перед печатью.

Естественно, специалисты PPI всегда готовы работать и с индивидуальным подбором цветопробы (но это - тема отдельной статьи). Надо ли говорить, насколько важным является сегодня для заказчиков - особенно рекламодателей, издателей, авторов и проч. - точное попадание в цвет. Для этого недостаточно только стандартного набора из ПО и соответствующей (естественно, очень качественной) техники. Нужен сбалансированный комплекс производства: и расходные материалы, и постоянная, специальная калибровка оборудования, и "дописанный софт", и опыт работы специалистов, и специальная колорометрическая техника, - это только часть необходимых условий для создания правильной цифровой цветопробы. Из нашего богатого, многолетнего опыта следует - по отдельности ничего не получается, нужен только комплексный подход и собственное "ноу-хау" для преодоления незадокументированных производителями "узких мест".

И, конечно, постоянная, непрекращающаяся работа с различными типографиями, с различными профилями цветового охвата, экспериментаторство и жесткое сравнение - для выявления и закрепления наилучших результатов. Цветопроба - это очень серьезно! Если, конечно, вы не хотите рискнуть своим тиражем... Можно потерять намного больше, чем скромный тариф на "цифру" 4-го формата.

Впрочем, всегда есть выбор. Хотя бы из двух зол...

Михаил Берковский

ЗАО "ПриПресс Интернэшнл" ©
Гиперссылка http://www.ppi.ru/articles/colorproof.html на постоянный адрес статьи, а также указание фамилии автора являются обязательными условиями при использовании материала статьи.